В 2025 году российские школы вступили в новую эпоху с обновлёнными стандартами, которые затрагивают все аспекты учебного процесса. Министерство просвещения инициировало перемены, направленные на создание более комфортных и безопасных условий для учащихся. Но как выглядит этот новый мир для школьников?
Общие правила начала и окончания уроков
Теперь строго установлено время, в которое начинаются занятия: уроки не могут стартовать ранее 8:00 утра. Это решение направлено на заботу о здоровье детей, поскольку ранние подъемы негативно влияют на их концентрацию и общее самочувствие. Важным новшеством является полный запрет на «нулевые» уроки, что особенно актуально для младших классов.
Кроме того, ограничена и вторая смена — занятия должны завершаться не позже 19:00. Учебный процесс в три смены также стал нерегламентированным, что позволит избежать перегрузок и создать лучшие условия для учёбы.
Расписание для разных возрастных групп
- Ученики 1, 5, 9–11 классов и все дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются только в первой смене, даже в школах с двумя сменами.
- Продолжительность уроков для большинства учащихся (2–11 классы) составит 45 минут, а для детей с ОВЗ — 40 минут.
Для первоклассников предусмотрен особый график адаптации:
- Сентябрь-октябрь: максимум три урока по 35 минут.
- Ноябрь-декабрь: до четырёх уроков по 35 минут.
- С января по май: четыре урока по 40 минут, с возможностью добавления пятого урока, если это физкультура.
В 2–4 классах может быть до пяти уроков в день, а в 5–6 классах — максимум шесть. Учебный день для 7–11 классов ограничен семью уроками.
Перемены для более эффективного обучения
Короткие перемены теперь составляют как минимум 10 минут, чтобы ученики могли отдохнуть и восстановить силы. Большая перемена между вторым и третьим уроком — от 20 до 30 минут. Альтернативно, вместо одной длинной перемены можно делать две по 20 минут, что поможет равномерно распределить нагрузку и избежать усталости.
Обновлённое расписание нацелено на улучшение образовательного процесса и учёт возрастных особенностей учеников. Оно обеспечивает регулярные перерывы, позволяя детям восстанавливаться и сосредотачиваться на учебе, что крайне важно для младших школьников и детей с особыми потребностями.