Наследство или долг: как Верховный суд спас квартиру от кредиторов

Наследство или долг: как Верховный суд спас квартиру от кредиторов

В некоторых случаях вместе с наследством приходят и долги, что может создавать серьезные проблемы для наследников. Недавняя судебная saga напоминает, как важно защищать свои права в сложных финансовых ситуациях, пишет Дзен-канал "Юрист объясняет | Евгений Фурин".

Что произошло?

В 2013 году мир потерял гражданку Б., владелицу одной трети квартиры в Москве. Умершая оставила после себя не только долю в жилье, но и долговые обязательства на сумму около 16 миллионов рублей — сумма, значительно превышающая стоимость ее части квартиры.

Банки, как истинные искатели справедливости, поспешили обратиться в суд. В рамках дела о банкротстве они решили включить ее долю в конкурсную массу. Кредиторы надеялись реализовать эту долю на торгах с целью погашения хотя бы части задолженности. Иск о продаже доли подала и дочь Б., которая не желала расставаться с жильем.

Решения нижестоящих судов

Дочь Б. пыталась убедить суд, что квартира — это единственное жилье для нее и ее сына. Она утверждала, что продажа доли матери постороннему владельцу приведет к ухудшению их жилищных условий. Однако суды оказались непреклонны. Они объяснили, что даже если доля будет продана, дочь и внук сохранят свои права на жилье и возможность проживания в своих долях.

Апелляционный суд, в свою очередь, подчеркнул, что дочь фактически пыталась захватить имущество матери, минуя обязательства по долгам. В конце концов, все инстанции отказали в ее просьбе.

Вердикт Верховного суда

Однако последние события принесли неожиданный поворот. Верховный суд решил вмешаться в ситуацию, заявив, что если доля квартиры окажется у чужих людей, семья Б. фактически окажется в коммунальных условиях. Это, по мнению суда, нарушит их право на достойное жилье и защиту их жилищных условий.

В результате Верховный суд отменил решения ниже стоящих судов и исключил долю умершей из конкурсной массы, оставив квартиру за дочерью и внуком. Таким образом, кредиторы остались ни с чем, и жилье было сохранено для семьи (Определение Верховного суда по делу N А40-25142/2017).

Источник: Юрист объясняет | Евгений Фурин

Лента новостей